Інститут Церковного Права

Головна Статті та Публікації Приходское духовенство в Древней Руси. Х–XV вв.
18.10.2007
ІЦП
Головна
Новини
Статті та Публікації
Видання Інституту
Проекти Інституту
Про ІЦП
Конгрес Богословів УГКЦ
УБНТ
Законодавство
Собори
Синод
Збірки законів
Послання і листи
Літургійне Право
Окружні послання Римських Архиєреїв
Розділи сайту
Бібліотека
Питання каноністові
Світова Періодика
WEB-ресурси
Архів
Документи
Пошук
Електронний каталог ІЦП
Дипломні роботи
Судочинство
Авторизація





Забули пароль?
Ще не зареєстровані? Реєстрація
 
 
Дорогі колеги!!!
Інститут Церковного Права ім. свщмч. Андрія Іщака

Запрошує на семінар каноністів

Тема: Організація душпастирства згідно рішень синодів Києво-Галицької Митрополії в роках 1596-1991.

Доповідач: о. д-р Роман Шафран

Четвер, 25 жовтня 2007 р. о 15 год. музей Йосифа Сліпого

 
 


Приходское духовенство в Древней Руси. Х–XV вв.
Написав Д. А. Баловнев   
15.05.2007
1. Возникновение прихода

После принятия христианства при св. Владимире Святославиче (см. Крещение Руси) начался процесс организационного формирования Русской Церкви: сначала возникла высшая церковная организация, были учреждены Киевская митрополичья кафедра (cм. Киевская митрополия) и ряд епархий (число их постоянно увеличивалось), рукоположены священники и диаконы. Распространению христианства способствовало то, что население Руси, особенно жители Киева, было знакомо с новой верой так же, как с иудаизмом, исламом, западным христианством, благодаря развитым дипломатическим и торговым связям Др. Руси. До Крещения в столице существовали христианские храмы (по крайней мере один). ПВЛ свидетельствует, что при кн. Игоре дружинники-христиане приносили клятвы «в церкви святаго Ильи». Церковь была «сборная», т. е., по одной версии, соборная, что может говорить о наличии в городе иных, меньших храмов, которые были приходскими для многочисленных варягов-христиан («мнози бо беша варязи хрестеяни») (ПВЛ. С. 26), или, по другой версии, «сборная», т. е. приходская церковь в отличие от церквей домовых. Ко времени Крещения Руси кн. Владимир имел определенное число греческих священников, которые прибыли на Русь из Корсуни после похода Владимира. Летописец так повествует о крещении киевлян: «Наутрия же изиде Володимер с попы царицыны (вероятно, сопровождавшими супругу князя греческую царевну Анну.— Д. Б.) и с корсуньскыми на Дънепръ, и снидеся бесщисла людий» (Там же. С. 54). Прибывшие священники служи-ли и в заложенной князем церкви Пресв. Богородицы: «Посемь же Володимеръ живяше въ законе хрестьянсте, помысли со-здать церковь Пресвятыа Богородица... и попы корсуньскыя пристави служити в ней» (Там же. С. 54). Очевидно, затем были рукоположены в священный сан христиане из числа живших в Киеве, однако это было сделано лишь тогда, когда на Русь прибыли первые иерархи — митрополит и епископы: «В лето 6497. Крестися Володимер и вся земля Русская, и поставиша в Киеве митрополита, а Новуграду архиепископа, а по иным градам епископы, и попы, и дьяконы, и бысть радость всюду» (НПЛ. С. 159). Именно местные новопоставленные священники и священники от болгар или иных крещеных славянских народов были первыми проповедниками христианской веры, т. к. греческие пресвитеры из Корсуни не владели русским языком. Поскольку территория новой Церкви была велика, число священнослужителей оказывалось первоначально явно недостаточным. При сыне Владимира Ярославе количество священнослужителей значительно увеличилось: «Умножишася прозвутери и люди хрестьяны» (ПВЛ. С. 67).
Первые церкви были поставлены в Киеве, Новгороде, в центрах епархий, по местам поклонения старым языческим богам. Кн. Владимир «повеле рубити церкви и поставляти по местом, идеже стояху кумири... И постави церковь святого Василья на холме идеже стояху кумир Перун» (Там же. С. 53). Сначала светом Христовой веры были просвещены жители городов и бывших центров язычества, христианизация сельских районов, тем более отдаленных, стала делом будущего. Обширная Русская митрополия была разделена на огромные, по греческим меркам, епархии, а те в свою очередь — на более мелкие округа (погосты, уезды, пределы и т. п.). Однако и округа были велики, поэтому главная миссионерская работа шла в центрах епархий и близлежащих селах и требовался значительный промежуток времени для того, чтобы церкви появились в отдаленных от центра местностях.

Термин «приход» регулярно встречается в источниках начиная с сер. XVI в., однако это не значит, что приходской жизни до этого времени не было. Фактически, если известно, что в селе, деревне, городе стояла церковь, если известно, что у священника этой церкви были духовные дети, т. е. лица, регулярно приходившие к исповеди, если известно, что церковь изначально не находилась при кладбище, то такие церкви следует по сути считать приходскими, даже если в источниках они таковыми не называются. Важнейшим инструментом пастырской деятельности в Русской Церкви был институт духовничества. Каждый христианин имел (или должен был иметь) духовного отца (cм. Духовник), наставника. Такими духовными отцами могли быть белые священники, иеромонахи, а для верхних слоев населения — настоятели мон-рей и епископы. В идеале духовный отец христианина был несменяемым в течение всей жизни, только смерть какой-либо из сторон разрывала эти отношения, однако из этого правила бывали и отступления, вызванные миграцией населения. В таком случае право духовничества специальным письмом передавалось духовным отцом другому священнику.

Устойчивые связи между христианами и определенными храмами с их священниками возникли уже в XI–XII вв. С одной стороны, постоянное население города и округи посещало городскую церковь, с другой — священник этой церкви был в большинстве случаев духовным отцом многих жителей местности по праву крещения или получил это право, если человек был крещен в другой церкви. Жители городов и крупных вотчин раньше всех начинали осознавать себя церковными общинами. Городские жители посещали храмы обычно по воскресеньям и праздникам. В остальные дни богослужение, как правило, не совершалось, кроме городских соборов, в которых по очереди служило духовенство города. Соборными были прежде всего кафедральные епископские церкви. С ростом населения и активности церковной организации количество приходских церквей увеличивалось, создавались и новые соборы, объединявшие белое духовенство в городах. Аналогичная организация сельского духовенства возникла в XIV–XV вв.

Наиболее архаичной формой низшего церковного округа в сельской местности, вероятно, следует считать погост. Погост прошел в своей истории ряд трансформаций: в X в. погосты — это места сбора дани, установленные св. кнг. Ольгой. Постепенно погост превратился в центр административного округа. Погостом называли и сам округ, и его центральное поселение. Именно погосты с древнейших времен стали местом, где ставились церкви, строились дома священников и церковнослужителей. Дольше всего архаичные черты административного и церковного центра погост сохранял в новгородских землях. Еще в XV–XVI вв. погост являлся здесь средоточием церковной жизни округа, куда сходилось население близлежащих сел и деревень на богослужения. В северо-восточных землях погост быстрее, чем в Новгороде, утратил свое первоначальное значение и превратился в кладбище с бесприходным храмом, а центр церковной жизни переместился в село, строителями храмов в селах являлись или сельские общины, или землевладельцы. Процесс перемещения церковной жизни с погоста в село на северо-востоке Руси практически завершился в сер. XIV в., а в новгородских землях активно продолжался до XVII столетия.

В XII–XIII вв. формой организации сельского прихода можно считать уезд, или переезд. Это был достаточно большой округ, в котором, вероятно, была не одна церковь или часовня. Священнослужители вынуждены были переезжать с места на место, посещая своих духовных детей и совершая богослужения в различных местах, либо жителям данной местности приходилось значительное время добираться до храма, где служил священник. На Руси практиковалась постройка храмов без поставления в них священников, поскольку кандидатов на священство в некоторых районах страны не хватало. К кон. XIII в. количество церквей увеличилось, в большей степени возросло число священнослужителей, а значит, территория уезда, или переезда, сократилась. Со стороны княжеской власти последовали запрещения крестить детей в чужом округе (уезде). Эти постановления имели целью упорядочить церковную жизнь и доходы священнослужителей. И митрополит, и епископы должны были внимательно наблюдать за ненарушением границ церковных округов. С кон. XIV в. церковные округа становятся меньше по территории, начинается становление современной территориально-административной структуры Церкви. В источниках более широко проявляет себя община верующих. Люди, проживающие в одной местности, начинают «приходить» в церковь, т. е. становятся ее «прихожанами», откуда возник термин «приход» как название церковной общины. В прошлое ушли переезды священников от церкви к церкви и дальние переходы людей к храмам. К XV в. Церковь сумела распространить христианство не только в городах, но и на весьма отдаленных сельских территориях. Приходившие в церковь прихожане являлись духовными детьми священника этой церкви, ходили к нему на исповедь, сочетались браком, крестили своих детей, участвовали в богослужении. Они начинали осознавать себя не случайным собранием, а христианской общиной. Признаки более четкой организации заметны и в том, что прихожане определенного храма избирали себе старосту — ответственное лицо прихода (см. Староста церковный). Одно из первых упоминаний о церковных старостах относится к 1427 г. (РИБ. Т. 6. Стб. 486–487), хотя должность могла существовать и в более ранний период. Церковные старосты ведали церковной землей, участвовали в земельных тяжбах, распоряжались общинной казной, нанимали причт для службы в церкви, руководили церковным строительством, покупали церковную утварь, хозяйственный инвентарь, выплачивали ругу от прихожан (если таковая была предусмотрена), вели церковную документацию.

Первое из известных употребление термина «приход» относится к 1485 г., когда рязанский кн. Иван Васильевич отдал распоряжение о постройке в Переяславле церкви свт. Иоанна Златоуста. Прихожанами этого храма стали люди определенных профессий: «А приход Златоусту серебрянники все, да пищальники» (АСЭИ. Т. 3. С. 369). По указанию князя священнику и диакону новой церкви было положено определенное жалованье, они были освобождены от многих повинностей, а для кладбища около церкви был отведен участок земли. Важно отметить, что грамота 1485 г. содержит не только наиболее раннее упоминание термина «приход», но и пример корпоративного прихода — церковной общины, члены которой представляли определенную корпорацию, одну или несколько профессий. Естественно, что такие приходы существовали в городах, где на одной улице селились представители одной профессии. С кон. XV в. слово «приход» прочно закрепилось в языке, вытеснив другие обозначения этого церковного института, а со 2-й пол. XVI в. и вовсе стало обычным для обозначения низшего церковного округа и общины верующих при храме.

2. Поставление и обучение священнослужителей
3. Причт приходской церкви
4. Материальное обеспечение приходского духовенства
5. Церковные дани и пошлины
6. Нравственное состояние духовенства и паствы
7. Семья приходского священника

Джерело: http://ezh.sedmitza.ru
 
Назад
Інститут церковного права © 2005-2006 icl.org.ua
© ІCL, 2005-2006. Контакт: